Поиск по каталогу такси


Подсказка: поиск производится
только по каталогу такси


Каталог такси » Права пассажиров в такси

Права пассажиров в такси

Сезон отпусков, который не за горами, услуги такси делает в особенности актуальными. Недочеты в работе таксомоторов могут иметь довольно весомые убытки, начиная от банального опоздания на поезд, самолет и т.д. с выходящими отсюда последствиями. Разберемся, как грамотно пассажирам пользоваться своими правами и при этом в случае нарушений добиться выплаты компенсаций.

«Выдайте номерок»

Вдохновляющим для всех постоянных пользователей услуг таксомотора стал недавно озвученный в СМИ случай с жительницей Санкт-Петербурга. Пассажирке удалось отсудить у компании (таксомоторной) сумму в 75 тысяч рублей. Данная история стала достоянием общественности благодаря представителям службы судебных приставов, с помощью которых гражданка собственно и получила полновесную компенсацию. Именно так была наказана фирма за банальное, казалось бы, опоздание вызванного такси. Подобный изъян в работе таксомоторных предприятий является весьма распространенным, так что владение информацией о своих правах в данной ситуации может быть полезным для каждого.



В первую очередь, следует приучить себя интересоваться номером, под которым диспетчером фиксируется ваш заказ в Журнале регистрации предприятия. Выполнять данную процедуру, а также обязательно предоставлять данную информацию потребителям необходимо в соответствии с п.104, 106 документа под названием «Правила перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом», утвержденный постановлением Правительства РФ еще в начале 2009 года. Уточним, ныне действующей считается его редакция от 26.11.13 г.

Примечательно, что данный журнал фиксирует время подачи такси, которое называет пассажир при заказе. Если дело дойдет до суда или данные сведения потребуются для иных контролирующих инстанций, вполне реально потребовать у таксомотора выписку с указанными существенными данными.

Вопрос денег

Практически все пассажиры такси считают, что таксисты умышленно доставляют их до места назначения самыми дальними дорогами, в первую очередь, чтобы больше заработать. Такая уловка также противоречит законодательству. Так, пункт 109 «Правил перевозок…» гласит: маршрут определяет фрахтователь (т.е. заказчик такси), если же он не определен, то таксист должен осуществлять перевозку по КРАТЧАЙШЕМУ маршруту.

Пункт 110 данных Правил определяет и вопросы оплаты. Вариантов в данном случае может быть 2: фиксированная сумма (к примеру, при поездках в аэропорт или на вокзал), или же вычисленная по тарифам, которые зависят от фактического расстояния либо от времени поездки. Важным нюансом является то, что в последних двух случаях такси в обязательном порядке обязано быть оборудовано таксометром. Данное требование предусматривает подпункт «д» пункта 1 части 16 ФЗ от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ в редакции от 23.04.12 г. Этот документ утверждает поправки для закона о безопасности дорожного движения, а также Кодекса РФ об админ. правонарушениях. Сумму оплаты в соответствии с данным документом определяют исключительно по показаниям таксометра.

Важным моментом, в дальнейшем именно от него в определяющей степени будет зависеть успешность защиты прав и интересов является вопрос о платежном документе. Необходимо уточнить: он будет нужен лишь для предъявления претензии за недобросовестные услуги таксомотора.

Следует уточнить, что стоимость перевозки практически всегда включают в сумму убытков, которые потребитель несет при многих жизненных ситуациях. К примеру, это делают, если отвозят за свой счет на такси в ремонт бракованный крупногабаритный товар, едут в больницу либо в ветеринарную клинику из-за некачественного оказания услуг предыдущими специалистами, отправляются в аэропорт или обратно, если возникла существенная задержка рейса и т.д.

Что мы должны получить на руки

Пункт 111 «Правил перевозок…» гласит, что таксистом обязан выдаваться кассовый чек либо квитанция в форме бланка строгой отчетности. Последняя утверждена Приложением №5 к вышеуказанным «Правилам…». Отметим, что в бланке должны обязательно быть указаны следующие данные: наименование, номер и серия квитанции, ФИО заказчика, дата выдачи квитанции, стоимость данной поездки.

В случае, если водитель не желает выдавать запрошенный платежный документ, нужно звонить диспетчеру. Оператор, как правило, быстро решает данную проблему. Нюанс в том, что отказ в выдаче пассажиру кассового чека либо квитанции в форме бланка строгой отчетности - уже правонарушение. Штрафы за это прописаны в ст. 11.14.1 Кодекса РФ об админправонарушениях. Водитель может заплатить тысячу рублей, должностное лицо может быть наказано десятью тысячами, юридическое лицо - (таксомоторная фирма) – 30000.

Опоздал? Придется платить!

ФЗ «О защите прав потребителей» регулирует и права пассажира при задержке такси. Заказчик может требовать от таксомоторной компании такие разновидности компенсаций:
  1. Неустойку за нарушения сроков оказания услуги. Пункт 5 ст. 28 закона предусматривает за каждый час просрочки начисление пени в размере 3% от стоимости услуги. Максимум размера неустойки, однако, не может быть больше общей стоимости услуги. Неустойка будет накапливаться до тех пор, пока услугу не предоставят (т.е. машина не подъедет) или же пока от заказа не откажется потребитель. 
  2. Полная компенсация убытков, которые спровоцировала просрочка оказания услуги (п. 1 ст. 28). В перечень убытков может быть включены:

    - стоимость авиа- или ж/д билета, если из-за опоздания таксомотора клиент опоздал на транспорт;

    - стоимость дней пребывания в гостинице, туристической программы, которые сорвались из-за невозможности прибыть на место вовремя;

    - упущенная выгода, если не состоялись важные деловые встречи и т.д. 

  3. Компенсация вреда морального (ст. 15). Сумму определяют, исходя из уровня физических и нравственных страданий, которые были спровоцированы некачественным оказанием услуги потребителю. 

Внимание! Таксомоторное предприятие будет освобождено от ответственности, если автомобиль прибыл с опозданием «…из-за временных ограничений или запрета движения ТС по автодорогам, введенных в порядке, который установлен законодательством РФ» (ст. 36 Устава автотранспорта).

Какие условия определены для перевозки багажа такси?

Нормы бесплатного провоза багажа, а также тарифы на данную услугу закон полностью отдал на откуп таксомоторным компаниям (ст. 33 «Устава автотранспорта»). Потому следует заранее уточнить данные параметры перед поездкой у диспетчера.

Однако имеются несколько условий, прописанные в «Правилах перевозок пассажиров и багажа автотранспортом…», которые таксомоторные предприятия менять не имеют права. Первое - в легковом такси разрешено провозить в качестве ручной клади те вещи, которые проходят свободно через дверные проемы, не загрязняя и не портя сидений, не мешая водителю управлять машиной и пользоваться зеркалами заднего вида (п. 112 «Правил перевозок…»).

Во-вторых, багаж может перевозиться в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны обеспечивать закрытие крышки багажного отделения (п. 113). В-третьих, в легковых такси запрещено перевозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и т.д.) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, вещи, которые загрязняют ТС или одежду пассажиров (п. 114). В-четвертых, допустим в легковых такси провоз собак в намордниках, если имеются в наличии поводки и подстилки, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (коробах, корзинах, контейнерах и т.д.), если это не будет мешать водителю управлять машиной, пользоваться зеркалами заднего вида (п. 114).

И не забывайте, что у такси должна быть лицензия на право пассажирских перевозок!